Закрыть ... [X]

Сценарий знатоки русского языка

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Уровень образования: 

среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

9 класс

Предмет(ы): 

Русский язык

Тип урока: 

Урок закрепления знаний

Краткое описание: 

Сценарий лингвистической игры "Знатоки русского языка" предназначен для обучающихся 8-9-х классов. Тип урока - урок закрепления знаний по русскому языку. Нетрадиционная форма проведения урока - игра.

Сценарий

лингвистической игры  «Знатоки русского языка»

                                                        Я ко всем наукам ключ      имею,

                                                  Я со всей вселенною знаком –

        Это потому, что я владею

    Русским всеохватным языком.

Семен Данилов

Ведущий 1. Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

Ведущий 2. Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С.Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

  Ведущий 1. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.

А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.

Ведущий 2.  Слово предоставляется командам.
Ведущий 1. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справиться быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Итак, начинаем игру.

 Конкурс «Разминка»

Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, заработает 1балл).
1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл

2. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая). 1балл

3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).1 балл

А сейчас вопросы на смекалку.

1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл

2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл

3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. (Уши). 1 балл

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл

6.Есть ли ноги у газеты, книги? ( Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл

7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.

1.    Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2.    Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.

Конкурс «Отгадай пословицу»

Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

1)  что не вырубишь топором?  (Что написано пером).

2)  чем долг красен? (Платежом).

1) где черти водятся?  (В тихом омуте).

2) что любят деньги?  (Счет).

1) что надо сделать, когда назвался груздем?  (Залезть в кузов).

2) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).

Конкурс «Грамматическая арифметика»

Ведущий 1. Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

Первой команде: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

     Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

     Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

Конкурс «Образцовая речь»

Ведущий 2. Задание№1: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

Ведущий 1. Задание №2: найдите речевые ошибки и объясните их:

1) открывается вовнутрь     1) купил задаром         1) навряд ли

2) булка хлеба                      2) отрезал напополам  2) гордая осанка

За каждое правильное объяснение 1 балл.

      Конкурс «Как об этом говорят?»

  Ведущий 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1.     О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл

2.     О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл

3.     О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл

4.     О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл

5.     О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл

6.     О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл

Конкурс «Глаголь»

Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без «не» не употребляются.

(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

За каждое слово по 1 баллу

  Конкурс «Знаете ли вы басни?»

  Ведущий 2. Определите, из каких басен эти крылатые слова.

  1. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл

  2. «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл

  3. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл     

  4. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»).  1 балл

      Конкурс «Наборщики»

 Ведущий 1. Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «языкознание»  за одну минуту.

 За каждое слово по 1 баллу. 

Конкурс «Деньги на Руси»

Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.

Конкурс «Что общего?»

Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор?  Через минуту дайте ответ. ( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки.  Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
2 балла.

 Подведение итогов игры. Слово жюри.

 


Источник: http://www.openclass.ru/node/184959


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сценарий конкурса знатоков русского языка - Социальная сеть Сценарий как его составлять

Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка Сценарий знатоки русского языка

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ